Сурья

Июн 29 • Индуизм • 2998 Просмотров • Комментариев к записи Сурья нет

СурьяСурья представляет собой бога Солнца в индуизме. Занимает достаточно почетное место в Ведах. В таком известном памятнике индийской литературы, как «Ригведа», в его честь написано 10 гимнов. Перед ним преклонялись как перед носителем света и врачевателем. Его почитали как небесного защитника, его считали всевидящим оком высшего разума. Основным атрибутом бога является колесница, запряженная 7 жеребцами, которые олицетворяют лучи солнца. О Сурье рассказывается во многих священных текстах, в том числе в «Махабхарате». Божество входит в значительное число сюжетов.

Семья

Приходится Дьяусу (бог неба и небесного света) и Адити (высшее воплощение материнства) сыном. Считается одним из братьев-адитьев. Сурья – отец Карны (воплощение доблести и чести). В Пуранический период получил высокий статус в пантеоне. Его супругами стали Самджна, Раджни, Прабха, Дьяю, Никшубха и Чхайя. В древних манускриптах упоминается о следующих его детях: Яме, Шруташравасе, Шрутакармане, Ашвинау, Реванте, Вивасвате, Ману, Ямуне, Тапати, Прабхате, Илапати и Пингалапати.

Иконография

СурьяВ эпоху Средневековья его по-разному изображали на Севере и Юге Индостана. Так, на Севере его рисовали экипированным в короткую одежду с роскошным поясом на талии, с кинжалом в ножнах, заткнутым за пояс. Ноги его облачены в сапоги. На севере его считали тем единственным божеством, которое носит обувь. Южане иллюстрировали его босым и держащим в руках бутоны лотоса. Над короной Сурьи в X-XI столетиях красовалась маска, являющаяся символом благоприятных сил. На некоторых картинках у божества темно-красный цвет кожи, 3 глаза и 4 руки. В двух руках он держит лотос, третья означает жест благословения, а четвертая поддерживает его адептов.

Имена

СурьяВ раннюю ведическую эпоху Сурья представлял собой важного солнечного бога. В Ведах можно найти на него ссылки, как на Савитри, Пусана, Бхагу, Вивашвата, Митру, Арьямана и даже Вишну. Первые 4 имени используются в летописи чаще всего. Когда к Сурье обращаются как к Савитри, то его считают родоначальником всего. В качестве Пусана он насыщается плодотворной силой. Термин Бхага подразумевает, что он дарует богатство и процветание. Если его называют Вивашватом, то это означает «первый совершивший жертвоприношение и даровавший людям огонь».

Культ

СурьяВ послеведийскую эру Сурья потерял свое могущество и стал локапалом, то есть хранителем сторон света. Однако с середины I тысячелетия н.э. ему начинает поклоняться все большее количество людей и значение Сурьи в результате заметно возросло. Скорее всего, этому поспособствовало воздействие распространившегося на территории Ирана солнечного культа Митры, с которым Савитри стал идентифицироваться. Приблизительно в это время в Индии начали вводить храмовый культ божества, который был не характерен раннему индуизму. С того периода стали возводиться многочисленные культовые строения в честь Сурьи.

Места поклонения Сурья

храм бога Солнца в Конараке СурьяПожалуй, самым известным местом, в котором поклоняются божеству, является Храм Солнца в Мультане (построен самым первым в честь этого бога, в настоящее время разрушен). В Гуджарате со времен царствования династии Соланки до сегодняшнего дня сохранилась посвященная Пусану пагода Модхера (строительство завершилось в 1026 году при правителе Бхиме I). В Конараке (Орисса) при владыке Нарасимхе I из рода Ганга был воздвигнут собор во имя Сурьи примерно в 1240 году. От Средних веков сохранился также ряд вишнуитских построек, в которых Бхаге было отведено отдельное помещение. И даже при семействе Пала, владеющим Восточной Индией, члены которого исповедовали буддизм и были последним бастионом этой веры в Индии, изготавливались статуи с изображением Сурьи, которого молили, чтобы он отвел от них различные заболевания и дурные сны.

Заключение

СурьяЛюдям, поклоняющимся небесному светиле, Вивашвата видится как главная и первая причина бытия. С этой точки зрения свет, который большая часть верующих сравнивает с богом, является им в образе Божественности. Именно Сурье принято поклоняться на разнообразных пиршествах по случаю урожайности, поскольку паломники уверены, что этот бог дарует жизнь и живому, и неживому.

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »