Рудра
Рудра
Ведийский бог и одна из инкарнаций верховного божества Шивы. В этой форме Рудра связан с исцелением, бурей, ветром, грозой и охотой. Он персонифицирует гнев и ярость.
Имена
В пуранический период его называют Вайдьянатха, что означает «Владыка врачей». Ригведа многократно называет его Гхора, это имя имеет два основных значения: первое (страшный, яростный, ревущий, неистовый) и второе, менее распространенное (безупречный, безукоризненный, прекрасный). Когда к нему обращаются, как к Бхуванасье Питараму, то имеют в виду «Верховного управителя» либо «Отца мироздания». Прилагательное «шивам» (благоприятный) касательно Рудры впервые встречается в Ригведе. В Яджурведе божеству посвящено множество гимнов и ко времени их кодификации слово «Шива» уже основательно занимает позицию если не главного имени, с которым люди обращаются к Рудре, то, по крайней мере, оказывается одним из ключевых его эпитетов. Ригведа также именует Рудру как Исанадасья Бхуванасья, что значит «Владыка огромного мира». Рудра является властителем животных и, следовательно, имеет еще одно имя – Пашупати, значение которого – «Хозяин Зверей». Кроме того, он зовется Трьямбак, то есть «Сын трех Матерей» (в этом случае под «Матерями» подразумеваются Земля, Воздух и Небо). Эпитет Яласхья (исцеляющий) он получил за то, что имеет тысячу средств от болячек.
Происхождение
В соответствии с пуранами, Вайдьянатха произошел из чела индуистского бога творения Брахмы. Он явился олицетворением всего самого губительного и отпугивающего, что только встречается в божествах. Когда Рудра покинул место, где появился на свет, он ушел как можно дальше от остальных богов. Местом своей обители он выбрал горную местность севера Индии.
Возможности
Гхора считается приносящим различные заболевания и вместе с тем искореняющим их. Его взывают о получении крепкого здоровье. В позднейших ведийских текстах Рудра получает большое могущество и силу: его боятся и сторонятся даже боги. Он, в первую очередь, обладает разрушительными свойствами, но помимо этого, бог способен отвращать зло, исцелять людей и ликвидировать хвори. Яростное божество насылает смерть через лихорадку и яд.
Иконография
Он изображается могучим богом, вооруженным молнией и палицей, луком и черными стрелами. Владыка огромного мира управляет колесницей, парящей по небосводу. Он также может держать в руках косу и сопровождаться Марутами. На большинстве рисунков Рудра предстает в образе охотника, облаченного в звериные шкуры, с темными волосами, которые стянуты в узел. В данном облике он странствовал по миру и охотился на животных в лесах, используя свои лук и стрелы. В поздних самхитах Рудра изображается тысячеглазым, с черным животом, красной спиной, синей шеей и торсом цвета меди.
Семья
Супругой владыки врачей была Сита, приходящаяся дочерью владельцу всех созданий Дакши. Жена очень любила своего мужчину и даже совершила с собой обряд жертвоприношения, узнав, что при распределении жертв Бхуванасье Питараму ничего не досталось. Согласно другим мифам, супругой Рудры была Амбика, дочь царя Кашьи. Исцеляющий стал родителем Рудер – мерзких, похожих на змей монстров, всюду следовавших за отцом и атакующих всех подряд. Второе поколение, которое появилось на свет благодаря Рудре, было не таким жутким и агрессивным. Это были Маруты, хозяева бури. Эти создания произошли от связи их отца с Землей, причем планета приняла облик коровы, а Исанадасья Бхуванасья – быка. Сыновья стали армией Рудры и шли за отцом куда угодно. Они сопровождали Рудру в его героических подвигах и сражениях с асурами и другими исчадиями Вселенной.
Культ
В Ригведе образ Пашупати не отличается некой определенностью и занимает весьма посредственное положение. В его честь написано 3 гимна, в одном из которых он прославляется вместе с Сомой. Информации о доведийском культе бога крайне мало, однако исследователи на основе анализа многочисленных текстов и археологических раскопок сделали предположение о существовании прото-культа ведийского Рудры или других божеств, которые по тем или иным параметрам были близки к верховному управителю. Культы именно этих богов впоследствии были поглощены культом Рудры. В ведийском брахманизме имеется история, в которой Рудре-Шиве не поклоняются, а обращаются к нему с просьбой «уйти и не мешать». К эпической эре, то есть к началу создания Махабхараты и Пуран, термин «Рудра» уже почти полностью превратился из ведущего эпитета в одно из самых часто употребляемых имен. При этом изначальная ценность дравидийского слова «Шива» исчезла, и на первом плане оказалось его санскритское значение «Добродетельный».
Заключение
Хозяин Зверей является мощным и гневным, это воинственное божество, обладающее кожей красно-бурого цвета. Рудра молодой, быстрый, могущественный и неуязвимый, у него прекрасные губы, спутанные волосы и твердые члены. Вместе с тем бог-воин беспощадный и разрушительный, это ужасный хищник. Рудра также выступает в качестве бога неба и грома. Оргиастические черты Трьямбака органичны от причастных к нему представлений о плодородии и жизни в целом. Сын трех Матерей окружен зооморфными знаками сексуальной силы. Одним из средств Рудры против слабости является оплодотворяющий дождь.